О живописи Сергея Никитина мало сказать, что она интуитивна, спонтанна, экспрессивна, абстрактна с элементами архетипического фигуратива. Художники с такими характеристиками следуют почтенной традиции классического авангарда, восходящей к Кандинскому, Клее, Миро и иже с ними. Важно ещё понять, почему художник выбрал именно этот путь в искусстве, и в чём его персональный сюда вклад.
Подобное искусство справедливо уподобляют арт-терапии. Художник при этом выступает либо в позиции пациента, либо - врача. Такие близкие Сергею Никитину по манере авторы, как, например, Дюбюффе или Баския, несомненно - пациенты, они лечатся искусством от экзистенциальных недомоганий. А наш товарищ - врач. Он пришёл в искусство, чтобы внушить человечеству полноту ощущения, переживания и понимания жизни как ценности в её нон-стоп длящемся мгновении, чтобы вернуть людям утраченнуюспособность испытывать счастье.
Психокоррекционное средство Сергея Никитина - спонтанно-двигательная техника, посредством которой самочувствие, эмоция и миросозерцание проецируются на холст непосредственно, без рефлексии. Художество взаимодействует с публикой через наблюдение процесса работы, через соучастие в творческом акте, через разглядывание законченного продукта, который как бы структурируется у тебя на глазах из пёстрого беспредметного хаоса в жёстко построенную композицию. И тут происходит раскупоривание коллективного и индивидуального бессознательного - но не вытесненного травматического опыта, а блаженного младенческого переживания тотального удовольствия и безмятежности.
Образный строй работ Сергея Никитина восходит к нерасчленённой яркости ощущений раннего детства. Он реконструирует допредметное видение младенца, в котором целостные гештальты ещё не сформированы. В пёстрой мешанине первичных впечатлений начинают проступать первообразы - схематичные намёки на что-то, идентифицируемое с объектами реальности.
Любимые мотивы Сергея - огромные лица, головоноги (характерные для малышей изображения человека с редуцированным туловищем). Связи между фигурами не пространственные и не сюжетные, а эмоционально-переживательные. Пространство и время в этом мировосприятии - ещё не объекты наблюдения и не способы мышления, а нечто нерасчленимое с внутренним миром чувствующего и реагирующего организма. Глубинность картин Сергея не наглядная, а действенная, она угадывается в накладываемых слоях краски, в линиях и пятнах, проступающих одно из-под другого.
Творческий метод Сергея - пластическая импровизация, работа на холсте без заранее сочинённого замысла, сразу. Исход непредсказуем. Но за спонтанным выбросом порции линий и пятен следуют добавки, превращающие красочный агломерат в конгломерат, а затем и в устойчивую структуру. В какой-то момент в устаканившуюся вроде бы гармонию вносится диссонанс - волевое ли хулиганство автора, дабы испортить наметившуюся красотищу, случайная ли ошибка, нарушающая баланс форм, чужое ли вторжение при коллективной работе. И автор последующими добавками и перекрытиями снова превращает пластический диссонанс в консонанс, противоборство в синергию. Весь процесс выступает как пульсация фаз «хаос - гармония». Итоговая композиция складывается в устойчивую систему вертикально-горизонтальных опорных конструкций, усмиряющую разгул напряжений и выбросов, но следы той пульсации в ней ясно прослеживаются.
Алгоритм работы Сергея следует методической рекомендации одного из его учителей, каковая гласит: сломать логику. Вот он её постоянно и ломает, но затем восстанавливает на более высоком уровне сложности.
Арт-учёба Сергея была скупа, но эффективна. Она направлена не на мастерство изображения, не на артистизм приёма, а именно на решение компоновочной задачи. Нескольких уроков у трёх художников оказалось достаточно для того, чтобы уяснить главное для себя в искусстве и самостоятельно совершенствоваться в избранном направлении, обогащая, усложняя, а может быть и упрощая свой художественный язык всю оставшуюся жизнь.
By Tamara Zinovieva